Перейти на главную страницу портала Список сайтов учреждений, подведомственных министерству

Формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции.

19.04.2018

Формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции.

 

          Федеральный закон о противодействии коррупции 2008 года предусматривает в качестве одной из мер по профилактике коррупции формирование в обществе негативного отношения к коррупционным проявлениям.

 

          Возникает вопрос – как сформировать такое отношение? Один из вариантов ответа – активная государственная антикоррупционная информационная кампания: сюжеты по телевидению об аресте лиц, подозреваемых в коррупционных преступлениях, публикация статей в газетах и журналах о фактах коррупции, информирование общества о количестве возбужденных уголовных дел, количестве выявленных коррупциогенных факторов и прочая демонстрация статистической отчетности, издание листовок, буклетов, создание документальных и художественных фильмов, социальных роликов и т.п.

          Если сказать прямо, то такой подход выглядит утопичным. Будут затрачены десятки миллионов рублей, однако эффект будет отрицательным. Бюджетные деньги, освоенные средствами массовой информации, типографиями приведут не к формированию в обществе негативного отношения к коррупции, а к восприятию органов власти как рассадников коррупции, к выводу о тотальной коррумпированности власти. Активная публикация в средствах массовой информации фактов взяточничества, злоупотреблений властью и других коррупционных проявлений формирует в обществе устойчивый негативный образ государственных и муниципальных служащих. Вследствие чего снижается мотивация труда самих служащих и производительность их труда. Неприятно работать в общественной среде, где все на тебя смотрят как на потенциального коррупционера.То, что мы наблюдаем сейчас лишь подтверждает наши выводы.

          Опросы государственных и муниципальных служащих показывают, что им крайне неприятен поток информации, создающий образ коррупционера. Общество не видит каких-либо серьезных сдвигов в борьбе с коррупцией.

          Дело в том, что изменить общественные стереотипы не возможно без решения ключевой проблемы - выявление и устранение причин и условий, способствующих тому, что граждане дают взятки или используют родственников или знакомых для решения личных вопросов (ускорение действий служащих в пользу граждан, «смазывание» административных процедур и т.п.).

          Почему граждане дают взятки или звонят знакомым государственным служащим, «родственным» чиновникам, с целью улаживания тех или иных личных вопросов (внеочередное получение загранпаспорта, быстрый прием к врачу, быстрое оформление собственности в Росреестре, решение проблемы с детсадом, перепланировкой, получением разрешительных документов и т.п.)? Это не российская ментальность, как часто пишут в литературе. Это всего лишь привычка, доведенная до автоматизма.

          Причина в том, подавляющее большинство граждан находятся в таких условиях, что вынуждены идти на коррупционные сделки с чиновниками или воспринимают коррупционные отношения, как установленные государством правила «игры». Эти правила «игры» усваиваются буквально с детства. Что лучше - дать взятку и устроить ребенка в детский сад или ждать очереди годами? Четыре часа простоять с ребенком на прием к врачу или попросить кого-то, чтобы вне очереди провел к врачу? Получать лицензию или другие разрешительные документы годами или за взятку все оформить в течение нескольких дней, недель? Ждать получение загранпаспорта месяц или за взятку («по блату») получить его в течение трех-семи дней?

Договориться об «откате», но выиграть тендер и обеспечить работой своих работников либо не дать взятку, но проиграть конкурс и оставить без работы своих работников? К сожалению, эта дилемма преследует российских  граждан на протяжении всей жизни. Более того, установка решать вопросы «по блату» сформировалось не сегодня, не вчера, а давно, еще в советские времена, когда можно было получить все дефицитные советские товары и продукцию, но только по знакомству, родству, свойству. Что тогда, что сейчас государство в ряде вопросов является монополистом, и все понимают,

что проще дать взятку, чем бегать из одного кабинета в другой кабинет неделями или месяцами, переживать психические стрессы и нервные потрясения, терять здоровье и время.

          Могут возразить и напомнить, что взяточничество – это добровольная сделка, когда частное лицо дает взятку самостоятельно и добровольно. Действительно самостоятельно, но вряд ли добровольно. Граждане дают взятки не потому, что они хотят давать взятки. Мало таких, кто прямо таки горит желанием отдавать свои кровно заработанные средства чиновнику, который обязан предоставлять государственные услуги или выполнять государственные функции бесплатно. Взятка всегда дается за «что-то», а не за «просто так». Данное правило «игры» известно всем. Также известно всем кто его установил – это государство.

          Таким образом, терпимое отношение общества к коррупционному поведению – это реакция общества на действия властей, на безграмотную организацию государственных и муниципальных услуг. Другими словами, терпимое или благосклонное отношение граждан к взяточничеству лишь следствие неэффективной организации государством жизни общества. В свою очередь причиной неэффективной организации государством жизни общества является коррупция.

          Поэтому девствующая пропаганда нетерпимого отношения общества к коррупции явно напоминает борьбу с ветряными мельницами. Коррупцией заражено не общество, а власть. Поэтому «лечить» нужно не общество, а органы власти.

          Если государство всерьез намерено сформировать нетерпимое отношение к коррупции в обществе, то надо начинать с себя. Необходимо повысить уровень управленческой культуры чиновников, снизить административные барьеры, упростить административные процедуры.           Многое в этом направлении сейчас делается. Яркий пример – технический осмотр личных автомобилей. Те, кто проходил техосмотр прекрасно помнят, что данная административная процедура была больше похожа на экзекуцию. Очередь занималась с 5 утра. При этом никто не  гарантировал, что тебе удастся пройти его в течение дня. Сейчас проблема техосмотра решена. Граждане перестали давать взятки за ускоренную процедуру прохождения техосмотра.

          Сложнее с повышением управленческой культуры. Необходима разработка программ и учебных курсов, позволяющих проводить качественную подготовку государственных и муниципальных служащих , особенно управленческого звена – глав районов, глав субъектов Российской Федерации, федеральных чиновников, депутатов. Существующие учебные программы и курсы практически не говорят о том, для чего существует власть, за что получают зарплату государственные, муниципальные служащие и иные представители власти. Десятки семинаров с чиновниками привели к выводу о том, что никто и никогда не говорил служащим об их предназначении – о том, что они должны обеспечивать интересы общества.           Нет курсов, разъясняющих, что такое интересы общества, какие существуют виды интересов общества, какая организационная структура органов власти полезна для надлежащего обеспечения интересов общества и т.п. Конечно, у большинства чиновников есть интуитивное понимание, но этого явно не достаточно.

          Мало говориться об организации труда чиновников – показателей работы, делопроизводства, материально-технического обеспечения и т.д. Часто говорят – «система выдавила», «система поглотила», «систему не обойдешь, только расшибешь голову». Что это за «система»? На наш взгляд под «системой» следует понимать совокупность условий, влияющих на эффективное обеспечение представителем власти интересов общества. К ним следует отнести:

1. Заработная плата.

2. Социальные привилегии.

3. Прием и отбор кадров.

4. Показатели эффективности работы (рейтинг).

5. Образ (имидж) представителя власти.

6. Ограничения и запреты по службе.

7. Морально-психологический климат в коллективе.

8. Полномочия власти.

9. Распределение должностных обязанностей между служащими.

10.Взыскания и поощрения.

11.Материально-техническое обеспечение работы.

12.Документооборот.

13.Стратегия развития государства (региона, муниципального

образования, государственной организации).

14.Продвижение по служебной лестнице и ротация кадров.

15.Подготовка, переподготовка и повышение квалификации служащих.

16.Внутриведомственный контроль.

17. Увольнение со службы.

18.Пенсионное обеспечение.

          Все эти вопросы должны быть рассмотрены через призму интересов общества. Например, служащие выполняют огромный объем бумажной работы. Наши опросы государственных и муниципальных служащих показывают, что документооборот без ущерба для интересов общества можно сократить от 30 % до 90 %. Участковые уполномоченные полиции, оперативные работники, судебные приставы-исполнители, служащие районных и областных администраций, учителя, врачи и т.д. задыхаются в бумажной работе. Десятки отчетов, бессмысленная переписка только отдаляет служащих и представителей власти от главного вопроса – надлежащего обеспечения интересов общества.

          Антикоррупционная экспертиза, которая задумывалась как мера борьбы с бюрократизмом и избыточными административными процедурами, сегодня свелась к правовой экспертизе. Поэтому эффективность антикоррупционной экспертизы равна нулю. Хуже того, она значительно усложняет работу органов власти, поскольку неверное представление о роли и значении этой экспертизы, приводит к дезорганизации деятельности органов государственного управления. «Благодаря» неверному представлению о предмете антикоррупционной экспертизы и трактовке коррупциогенных факторов чиновники стали похожи на делопроизводителей или роботов («бездушных машин»), которым запрещены любые действия, кроме тех, что указаны в административном регламенте. В одних случаях это действительно уместно. В других – вредно для интересов общества. Жизнь намного сложнее инструкций и чиновник в большинстве своем должен иметь право на усмотрение. Тех, кто проводит антикоррупционные экспертизы, этому никто не обучал.