Перейти на главную страницу портала Список сайтов учреждений, подведомственных министерству

Кодекс профессиональной этики работников

22.12.2016

УТВЕРЖДЕН

приказом директора КГКУ

«Бикинский ДПНИ»

№137 а/х от «21» декабря 2016 г.

 

 

 

Кодекс профессиональной этики работников

краевого государственного казенного учреждения

«Бикинский детский психоневрологический интернат»

Кодекс профессиональной этики работников, оказывающих услуги в
социальной сфере (далее Кодекс) является документом, определяющим
совокупность этических норм и принципов поведения работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной помощи. В котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, медико-профилактической помощи, связанные с реализацией работниками своих профессиональных обязанностей. Главная цель Кодекса - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (работника) и общества (различных
институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении
социальных потребностей клиента.

Раздел 1. Поведение и облик работника.

В своей деятельности работник следует голосу совести,
руководствуется принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, статьей 41 Конституции Российской Федерации, основами законодательства Российской Федерации, Указами Президента, распоряжениями местных органов власти и административного регулирования - Устав учреждения, Положения, штатное расписание, должностные инструкции, приказы и т.п.
         Работник должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая какие-либо уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им, как частным лицом и как представителем профессии.
         Работник должен приложить все усилия к тому, чтобы стать и
оставаться специалистом-экспертом в своей профессиональной практике и в
выполнении своих профессиональных обязанностей.
Работник должен действовать так, чтобы предупредить возможности
негуманного, или дискриминационного поведения по отношению к личности
или группе людей.
         Работник, оказывающий услуги в социальной сфере должен соизмерять
свои поступки с высшими стандартами профессиональной честности:
         -работник должен не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои профессиональные обязанности;
         -работник не имеет права использовать свои профессиональные отношения в личных целях.
         Работник, оказывающий услуги в социальной сфере должен стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, включаться в систему обучения и диагностическую работу:
         - работник, вовлеченный в диагностическую работу, должен четко
сознавать, какие  последствия может иметь эта работа для человека,
личности;
         - работник, вовлеченный в диагностическую работу, должен
удостовериться в том, что все участники объединены на основе
добровольности и информированности, с полным соблюдением личной свободы и достоинства участвующих;
         - информация, полученная об участниках диагностики за время его проведения, должна рассматриваться, как конфиденциальная.
         Работник, оказывающий услуги в социальной сфере, несет
ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и
безопасной социальной и медико-профилактической помощи в пределах
имеющихся ресурсов.
         Моральная обязанность работника - беспристрастно анализировать, как
собственные ошибки, так и ошибки своих коллег, соблюдать чистоту рядов
социального сообщества, препятствовать практике бесчестных и
некомпетентных коллег, а так же различного рода непрофессионалов,
наносящих ущерб здоровью клиентов.
         Злоупотребление знаниями и положением работника несовместимо с его профессиональной деятельностью.
         Работник, оказывающий услуги в социальной сфере не вправе:
         - использовать свои знания и возможности в негуманных целях;
         - использовать методы профессионального воздействия на клиента с целью его наказания, а также в интересах третьих лиц;
         - навязывать клиенту свои философские, религиозные и политические взгляды;
         - наносить клиенту физический, нравственный или материальный ущерб намеренно либо по небрежности и безучастно относиться к действиям
третьих лиц, причиняющих такой ущерб.
         Личные предубеждения работника и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на социальное обслуживание.
         Работник не имеет права, пользуясь своим положением, психической
несостоятельностью клиента, заключать с ним имущественные сделки,
использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством
и взяточничеством.
         Долг работника - хранить свою профессиональную независимость.
Оказывая помощь, работник принимает на себя всю полноту ответственности
за профессиональное решение, а потому обязан отклонить любые попытки
давления со стороны администрации, клиентов или иных лиц.
         Внешний вид работника, работающего в социальной сфере при исполнении им должностных обязанностей должен соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность. В структурных подразделениях внешний вид одежды должен соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.
         Работник, оказывающий услуги в социальной сфере должен отказаться от сотрудничества с любым физическим или юридическим лицом, если оно
требует от него действий противоречащих законодательству, этическим
принципам, профессиональному долгу. Участвуя в консилиумах,
консультациях, экспертизах и т.п. работник обязан ясно и открыто
заявлять о своей позиции, отстаивать свою точку зрения, а в случае
давления на него - прибегать к общественной и юридической защите.

Раздел 2. Этические обязательства работника по отношению к клиентам.

Основными обязанностями работника, оказывающего услуги в социальной сфере являются его обязанности по отношению к клиенту:
         - работник не должен использовать отношения с клиентами в собственных интересах;
         - работник должен избегать связей и отношений, которые идут во вред его клиентам;
         - работник должен завершить работу с клиентом и профессиональные
отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека и его семьи;
         - работник не должен позволять вовлекать себя в любые действия,
которые оскверняют или уменьшают гражданские или юридические права
клиента, даже если это делается по просьбе клиента;
         - работник должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента формами оказываемой ему помощи.
         Работник должен уважать честь и достоинство клиента, проявлять внимательное и терпеливое отношение к нему и его близким.
         Грубое и негуманное отношение к клиенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из клиентов предпочтения или неприязни со стороны работника недопустимы.
         Работник должен оказывать помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы и достоинства клиента.
         При возникновении конфликта интересов работник должен отдать
предпочтение интересам клиента, если только их реализация не причиняет
прямого ущерба самому клиенту или окружающим.
         Клиент вправе рассчитывать на то, что работник сохранит в тайне всю
доверенную ему личную информацию. Работник не вправе разглашать, без
разрешения клиента, или его законного представителя сведения, полученные
в ходе своей профессиональной деятельности.
         Смерть клиента не освобождает от обязанности хранить его личную и медицинскую тайну.
         Работник должен способствовать клиенту в осуществлении его права
воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной
концессии, не приносящей вред здоровью клиента.
         Подарки от клиентов и клиентам крайне нежелательны, поскольку могут создать впечатление у клиентов, не дарящих подарков, что им оказывают меньшую заботу. Подарки не должны вручаться или приниматься в обмен за услуги. Получение подарков в виде наличных денег или ценных подарков запрещается. Не допускается получение подарков в связи с исполнением трудовых или служебных обязанностей работниками, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Раздел 3. Этические нормы работника по отношению к своим коллегам.

Работник, оказывающий услуги в социальной сфере должен обращаться с коллегами с уважением, вежливостью, справедливо, с доверием, строго соблюдая субординацию, деликатность и справедливость.
         Работник должен обращаться с клиентами своих коллег внимательно, вести их дела с полной профессиональной отдачей:
         - работник не должен брать на себя профессиональную ответственность
за клиента другого коллеги без соответствующих согласований с этим
коллегой и руководством;
         - работник, обслуживающий клиентов коллег в период временного
отсутствия последних или непредвиденного обстоятельства, должен
обслуживать их с таким же вниманием, как и своих «собственных» клиентов.
         Взаимоотношения между работниками должны строится на взаимном
уважении, доверии, отличаться безукоризненностью и соблюдением интересов клиентов. Во взаимоотношениях с коллегами работник должен быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.
         Критика в адрес коллеги должна поступать аргументированной и не
оскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не
личность коллег.
         Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег.
         Работник, оказывающий услуги в социальной сфере не имеет права
допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в
присутствии клиентов и их родственников.

Раздел 4. Пределы действия Кодекса и ответственность за его нарушение.

Настоящий кодекс действует на всей территории Российской Федерации и имеет обязательную силу для всех работников, оказывающих услуги в социальной сфере.
         Степень ответственности за нарушение профессиональной этики
определяется комиссией по социальной этике учреждения и Коллегией
социальной этики при министерстве социальной защиты Сахалинской области.
         Если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые
нормы, работник несет ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
         Пересмотр и толкование отдельных положений настоящего Кодекса
осуществляется  Коллегией социальной этики министерства социальной
защиты Хабаровского края с учетом предложений комиссии по социальной
этике при учреждении.
         Соблюдение работниками Кодекса профессиональной этики, учитывается при проведении аттестации, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а так же при наложении дисциплинарных взысканий.

Раздел 5. Заключение.

Деятельность работника, оказывающего услуги в социальной сфере
протекает на глазах у людей и поэтому постоянно оценивается ими. Долгом
работника по отношению к самому себе является завоевание высокого
авторитета в общественном мнении. Социальное одобрение его деятельности, признание клиентами и коллегами его высоких качеств составляет честь и достоинство работника. Такие качества не даются специалисту вместе с профессией и дипломом, они формируются в процессе его постоянной работы над своими профессиональными качествами